Твербуль 

Москвичи отчего-то упрямо считают, что начинается бульвар от Страстной площади, хотя нумерация домов идет с другого его конца - от Никитских ворот - и у Страстной как раз заканчивается. Сам я, как большинство москвичей, захожу на бульвар от метро Пушкинская, но рассказ о зданиях начну по порядку. Итак «одев широкий боливар»… Тверской бул. 1. Около Никитских ворот в 1949 г. для военнослужащих был построен дом в стиле помпезного сталинского неоклассицизма с колоннами и эффектной облицовкой нижних этажей. Раньше здесь был знаменитый магазин «Ткани»

Памятник К. А. Тимирязеву (1923, скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов). Первый памятник по ленинскому плану наглядной агитации в столице. Ученый изображен в мантии Кембриджского университета, почетным членом которого он был. С кривой физиологии растений на постаменте и посвящением: борцу и мыслитлю. Саму мантию можно увидеть в музее-квартире Тимирязева. Памятник стоит на месте дома князя Гагарина, сгоревшего во время московского восстания в 1917 г.

Тверской бул. 3 Дом на углу Бронной арх. З.М.Розенфельд 60-е

Тверской бул. 5-7 Угловой четырехэтажный дом с ротондой под № 7 возведен в 1882 г. как доходный дом Л.С.Полякова. Но в его основу легли два выходивших на бульвар флигеля усадьбы князей Голицыных. Во дворе сохранилось главное здание обширных владений XVIII в. Стараниям именно князя Голицына на Тверском бульваре появились первые фонари, сделав его самым освещенным местом в Москве. 4 этаж пристроен в 1893 г. В 1994 г. Сделана пристройка с залом по Бронной улице – сейчас ее занимает театр на Малой Бронной. В доме были меблированные комнаты. Жил композитор С.Н.Калинников. У него бывали его друзья: Римский-Корсаков, Шаляпин, Врубель, Коровин. Студентом у него квартировал Собинов. В этом доме жила гражданская жена обер-полицмейстера Козлова. Противостояние ее дома с домом 22 по бульвару и породило известный анекдот. Живший здесь зубной врач Данишевский – первый подъезд от угла организовал перевязочный пункт в своей квартире дружинников в декабре 1905 г. Квартира врача пострадала от артобстрела. В эркере 2 этажа стоял пулемет красных во время московского восстания 1917 г. Сейчас в здании расположены НИИ экономики, информатики и систем управления и «Ресторан на мельнице». Именно Поляков заказал постройку синагоги на Бронной известному архитектору М.Н.Чичагову. Автор многих гражданских построек (театры, рестораны, доходные дома) и нескольких православных храмов удачно вписал здание в оживленную московскую улицу, но полностью исключил национальные мотивы в оформлении, как фасада, так и интерьера. Дочь Полякова Зинаида писала в своем дневнике: «Ильюша (родственник З.Поляковой - Авт.) резко выражается об архитектурных недостатках нового молитвенного дома и даже слишком хулит его строителя Чичагова, который, впрочем, действительно некомпетентен в постройке еврейской синагоги, будучи сам православным и едва ли видав такие здания». Вплоть до 1907 года синагога на Б.Бронной была главным молельным домом евреев в Москве. В 1938-м ее закрыли, а здание передали методическому центру художественной самодеятельности. И только более полувека спустя, в 1991 году, дому вернули изначальное предназначение - здесь открылась синагога еврейской религиозной общины «Агудас Хасидей ХаБаД».

Тверской бул. 9 доходный дом богатейшего домовладельца И.М.Коровина 1906 арх. И.Г.Кондратенко. Здесь в 1919-1933 гг. жил И.А.Пятницкий. (Родился в еврейской семье 17 января 1882 года в Литве в городе Вилькомир. Член РСДРП с 1898 года. Большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. Один из основателей Коминтерна. Руководитель Коминтерна в 1930-е. В начале 1937 года выступил против репрессивной политики Сталина и предоставления Н.И. Ежову чрезвычайных полномочий. В том же году арестован. По приговору Военной коллегии Верховного Суда расстрелян 29 июля 1938 года. В 1956 полностью реабилитирован. Википедия). В 1915 году в квартире Коровиных Б.Пастернак встречал рождество.

Тверской бул. 11 Скромный особняк в стиле ампир статского советника П. И. Звягинцева построен 1830–е гг. В его основе палаты 18 в. - при реставрации найдены кирпичи с клеймом 1773 г. В 1843 владелец расширил мезонин в сплошной третий этаж и украсил центр фасада фонарем. 1873 новый владелец инженер Ромейко строит дом во дворе. Там в 20 в. размещалась больница. А так же балкон во флигеле и переход к флигелю. В 1875 флигель получает третий этаж. В 1889 дом приобретает адвокат Н. Шубинский, муж актрисы Ермоловой. В 1913 г. владелец меняет деревянный фонарь на каменный. В 1920 г Моссовет передает дом в пожизненное пользование Ермоловой в честь 50-летия ее сценической карьеры. Именно с ним связала свою жизнь великая русская актриса М. Н. Ермолова. В 1970 г. в особняке открыли Музей-квартиру М. Н. Ермоловой. Известный портрет Ермоловой (Третьяковка) Серов писал здесь, на втором этаже в белом зале.

Тверской бул. 13 Первые этажи сохранились от особняка Д.П.Голохвастова, дяди А.И.Герцена. Перестраивалось в 1951 и 1985 гг. Здесь находится «Росбанк».

Тверской бул. 15 Два похожих дома первой половины 19 в. Здания неоднократно перестраивались. Во второй половине 70-х восстановлены в первоначальном виде.

Тверской бул. 17 Особняк майор Осташевского построен в начале 19 в. Этот двухэтажный дом сохранился в глубине двора. На бульвар выходит левый флигель усадьбы, превращенный в доходный дом. В 19 веке эта усадьба была знаменита своим садом, прудом, по которому катались на лодках, и фейервеками, устраиваемыми по любому поводу. Сад признавался «образцовым» и послужил прототипом для многих помещичьих садов. Л.Н.Толстой был как-то раз в саду с компанией и хозяин сада катал их на лодке. Когда через несколько дней молодые люди пришли без молоденькой подружки бывшей в первый раз, Осташевский через сторожа попросил их уйти… Пруд теперь засыпан, остатки сада еще можно увидеть перед зданием. В 1864 г. новая владелица усадьбы Пуколова-Крекшина, любовница гр. Аракчеева, («полненькая, кругленткая, беленькая бесстыдницы» - мемуарист Ф.Ф.Вигель), строит трехэтажный дом на месте левого флигеля. Желая пустить пыль в глаза, она заказывает необыкновенно вычурную отделку, говорят это была точная копия ее парижского дома. Верхние квартиры Пуколова сдает, а высокий бельэтаж арендуют под выставки и собрания. Здесь впервые показывали публике привезенную из С-Пб картину Флавицкого «Княжна Тараканова». Позднее ее приобрел П. Третьяков. В 1867–1869 гг. в доме принадлежавшем Пукалову (сыну Крекшиной от первого брака) собирался «Артистический кружок», его членами были А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский… А.И.Свиньин: «За те ничтожные 20 рублей, которые вносились членом кружка в течение года, сколько пищи для ума и сердца получал каждый! Бывало сядешь за общий чайный стол с такими колоссами, как Писемский, Островский…» Это был единственный в то время московский клуб в члены которого допускались дамы. Перед революцией принадлежал банкиру и промышленнику Л.С.Полякову. Сейчас в этом здании находится фондово-инвестиционная компания «Солид», а сам дом приобрел иные черты — он стал шестиэтажным, его украшает обильная лепнина и мощный раскрепованный карниз.

Тверской бул. 19 Построенный в 1870-е доходный двух, со двора трехэтажный, дом актрисы Анны Вороновой. Арх. А.А.Мартынов. С конца 1880–х гг. в доме поселился хирург Н. В. Склифосовский. Надстроено в 1939 тремя этажами и заново оформлено.

Памятник С. А. Есенину (1995, скульптор А. А. Бичуков, архитектор А. В. Климочкин)

Тверской бул. 23 Построен в конце XVIII — начале XIX в. Владельцы участка: князья Вяземские, Дмитриевы-Мамоновы, полковник Кологривов, Вырубовы. В начале 20 в. дом принадлежал действ ст.сов. Портнову. Первый этаж занимал клуб «циклистов», второй - гимназия. С 1911 г. принадлежал братьям Паршиным. В здании размещались бухгалтерские курсы и военное присутствие. Режиссер Таиров уговорил братьев пристроить к дому зал и арендовал особняк под Камерный театр. Церковные власти пытались закрыть театр, мотивируя его слишком близким к церкви Иоанна Богослова. Театр со временем отомстил, разместив в здании закрытой церкви декорационный цех, и изрядно ухайдокав памятник архитектуры 17 в. В 1930 г. здание расширено и перестроено по проекту выдающегося советского архитектора К.С. Мельникова. В 1959 г. снова перестроено - интерьерам придан «пушкинский» стиль. (На фотографии интересная расписная боковая стена).

Соседнее здание перестроено из флигеля в 1882 г. Арх А.С.Каминским. (В 1862 женился на сестре П. М. Третьякова, Софье. В течение всей жизни Каминский — семейный архитектор рода Третьяковых. Через Третьяковых к нему также пришли заказы Коншиных, Боткиных, Морозовых и других богатейших семейств Москвы. Каминский много строил в Подмосковье и в Иванове. Впоследствии, Каминский по заказы Тона выполнил интерьеры Вознесенского собора в Ельце. С 1867 — старший архитектор Московского купеческого общества, по заказу которого перестроил, в частности, Биржу на Ильинке (выстроенную М. Д. Быковским), здание Купеческой Управы на Неглинной, 8 и др. Перестройки старых, ампирных домов в «современные» доходные дома надолго стала рутинной работой для Каминского. Строил он и городские усадьбы на манер прошлых эпох — усадьба Четверикова (Колпачный переулок, 7), усадьба Каратаевой — Морозова (Леонтьевский переулок, 10) и др. Из общественных построек Каминского наиболее известны больница и богадельня на улице Щипок и Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке. Википедия)

Тверской бул. 25 В этом доме в 1812 году родился писатель и публицист Александр Иванович Герцен (1812—1870), внебрачный сын крупного помещика И.А.Яковлева, брата владельца дома сенатора А.А.Яковлева. Отставной гвардейский капитан И.А.Яковлев вернулся из длительного заграничного путешествия с семнадцатилетней немкой Луизой Гааг, беременной от него, и на первых порах поселился у брата. В начале 1840-х усадьбу приобрел дипломат Д.Н.Свербеев. Здесь был один из самых популярных салонов того времени. В понедельник собирались у Чаадаева, в пятницу - у Свербеева, в воскресенье у Елагиной. У Свербеева были европейские заведения: дверной звонок вместо кольца и чай за общим столом, а не разносной - кто где сидит. Усадьба была перестроена в 1882 г. известным архитектором А. С. Каминским. В 20-е годы XX века тут размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых был создан вымышленный Булгаковым в «Мастере и Маргарите» МАССОЛИТ. Здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ, носит в романи название «Дом Грибоедова». «Дом назывался «Домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела - мы точно не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки домовладелицы у Грибоедова не было... Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А впрочем, черт его знает, может быть и читал, не важно это!» Маяковский выразился короче: «Хрен цена вашему дому Герцена». С конца 19 в. и до момента слияния в 1939 с СЭ здесь находилось издательство «Товарищество «А. и И. Гранат и К°». Сейчас здесь размещается литературный институт имени Герцена.

Тверской бул. 2 1976 г. ТАСС арх. В.С.Егерев. Дом для двухэтажных людей

Тверской бул. 6 Розовато-сиреневый дом № 6 Ярославской мануфактуры (сдавало в нем квартиры), возведенный по проекту А. Ф. Мейснера в 1903 г. и несущий в своем облике элементы модного модерна. С 1906 до 1917 г. здесь находилось издательство братьев Сабашниковых. Один из авторов издательства так охарактеризовал их отношения к сотрудникам: «Приемов ваших чище Возможно ль ожидать? У вас попросишь тыщу, А вы даете пять». В 1917 году здание полностью выгорело, коробка стояла до 1924 г. Сейчас здесь «Внешстройимпорт».

Тверской бул. 8 Доходный дом стоматолога В.Ф.Грефе. Дома № 8 (1910 г.) и № 10 (1908 г.) с элементами исторической стилизации и модерна (характерная дверь, полуарочные оконные проемы) построил архитектор Н. Г. Лазарев. Жил А.Л.Чижевский. Надстроено.

Тверской бул. 10 Доходный дом лучшей портнихи Н.П.Ламатовой (костюмы к первой постановке «Вишневого сада», фильмам «Цирк» и «Александр Невский») 1908 г архитектор Н. Г. Лазарев. Сейчас здесь находится «Зал русской кухни ТАСС». Надстроен в 1938 один этаж.

Тверской бул. 12 Красивый пятиэтажный дом, украшенный фонарями в стиле модерн, для Нижегородско-Самарского банка (1891 г.) спроектировал архитектор К. М. Быковский. Надстроено 2 этажами.

Тверской бул. 14 Дом послепожарной застройки , украшенном лепниной и раскрепованным карнизом. Здесь жили писатель Вс. Иванов и артист С. М. Михоэлс. Находилось Мособлтрансагентство. Отель.

Правый флигель усадьбы под №14. Перестроен недавно

Левый флигель усадьбы под №14. Перестроен во второй половине 19 в.

Тверской бул. 16 Дом послепожарной застройки. Среди владельцев: Сабуровы, Мосоловы, гр.Толстые, Римские-Корсаковы, построен в 1820-е. В 40-е, когда дом принадлежал Майковой, здесь жил Б.Н.Чичерин. У него собирался студенческий «Майковский клуб». Редакция альманаха «Памятники Отечества».

Тверской бул. 18 Розовое здание с выносными эркерами, сильной линией большой лоджии, арочными проемами окон - произведение Федора Шехтеля(1901–1903 гг.). Особняк водочного короля П.П.Смирнова. Архитектор перестроил особняк пушкинской эпохи.

Репин протестовал против выставок художников реалистов в таком упадническом здании. Интерьеры можно посмотреть здесь: http://www.archnadzor.ru/gallery/Smirhov/1-2.jpg.php. В 1912 г. владение переходит гр.Кутайсовым. После революции последовательно размещались: трибунал, суд, прокуратура. Теперь занимает «Пенсионный фонд»

Тверской бул. 20 Конец 18 в.

Тверской бул. 22 Дом московского градоначальника Кологривова. На балу именно в его доме Пушкин впервые увидел юную Наталью Гончарову. У М.Д.Ховриной бывал Гоголь. В 1830-е приобретен городом, для размещения полицейское управление Москвы- канцелярии и квартиры обер-полицмейстера. Старинный дом снесен в 1937 г. Планировали построить здание для театра имени Немировича-Данченко (Сытин). Построили здание МХАТа спустя 35 лет Архитекторы В. С. Кубасов, А. Моргулис, В. С. Уляшов, 1973 г. Архитекторы постарались сохранить первоначальный масштаб застройки. Планировочная структура здания подчеркнуто симметрична, а крупный и грубый объем усилен темной краской и нагромождением гранитных глыб у главного входа в театр. Если бы не легкий намек на модерн (замысловатые фонари на фасаде), строение по своему стилю резко контрастировало бы с окружающей старинной изящной застройкой. Здание облицовано армянским туфом. Оценки здания, особенно его наружнего решения, до сих пор крайне противоречивы. «Уже двадцать лет стоит новый МХАТ, а все кажется поставленным к какому-то мероприятию ангаром и по окончании его не разобранным…» краевед В.Муравьев. На фотографии: "лунный пейзаж или арена роллеров" перед театром Дантеса.

Тверской бул. 24 Владения 24 и 26 принадлежали И. Н. Римскому–Корсакову, фавориту Екатерины II. Вельможа прославился тем, что, пробыв в фаворе всего полтора года, успел выпросить у императрицы столько денег и разных благ, что ему хватило на долгую безбедную жизнь. Известно, что к нему заходил в гости А. С. Пушкин. Дома были перестроены дважды: в 1841 и 1890 г. Непередаваемое очарование этих строений вдохновило рестораторов на создание рядом стилизованного здания ресторана «Пушкин». Последний владелец кн. Ф.Юсупов. 1920-30-е издательство «Никитинские субботники».

Владения 24 и 26 принадлежали И. Н. Римскому–Корсакову

Тверской бул. 26 В начале 20 в принадлежало, как и 11-этажный дом «Нирнзее»Дмитрию Рубинштейну

Ресторан "ПушкинЪ" на фоне первого московского тучереза 11-ти этажного дома Нирнзее

Тверской бул. 28 На углу Тверской улицы и бульвара высится массивный дом сталинской архитектуры, № 28/17 (1939 г.), построенный по проекту знаменитого зодчего А. Г. Мордвинова. Башенку венчала статуя стоящей на одном пуанте балерины со вздернутой рукой и поднятой ногой (фотография конца 30-х http://moskva.kotoroy.net/photos/4.html). Балерину убрали в конце 50-х. Москвичи изощрялись в шутках по поводу позы и коротенькой юбки балерины. Здесь в просторном бельэтаже бывшего «дома под юбкой» расположены Музей-мастерская скульптора С. Т. Коненкова и магазин «Армения». Место летнего кафе, а затем ресторана «Пушкин», при жизни Коненкова было отгорожено забором и использовалось, как двор-мастерская. Именно на этом месте стояла ц. Дмитрия Солунского, с которой связан анекдот о прорубленном втором входе в магазин Елисеева

«Место для опекушинского бронзового Пушкина выбирали тщательно, всесторонне обдумывая, и автор его сознательно изобразил поэта как бы прогуливающимся по Тверскому. Когда же переместили монумент на другую сторону площади - такое ощущение сразу пропало. Поэт словно никак не может перейти дорогу к любимому бульвару». Юрий Федосюк. Пушкин до революции: http://narod.yandex.ru/templ/photoalbum_create.xhtml

Тверской бульвар самый первый и самый длинный (872 м) в московском бульварном ожерелье. Появившись в 1796 г. на месте земляного Тверского вала и снесенной за десятилетие до этого стены Белого города, он соединил Тверские и Никитские ворота. Первые десять лет продолжал называться Тверским валом, иноземное название «бульвар» приживалось медленно. «По государеву указу для устроения бульвара для гулянья, как в Европе, территорию расчистили от мелких лавок, кузниц и дворов, а лишние деревья спилили. Высадили главную и две боковые аллеи с молодыми березками, но, к сожалению, деревца на Тверском бульваре не прижились и засохли, а вот липы и дубы, посаженные позже, прекрасно справились с возложенной на них обязанностью давать летнюю тень и украшать город своей зеленью. Со временем к ним добавили клены, тополя, вязы, пенсильванские ясени и даже голубые ели, а также разбили цветники, устроили искусственные водоемы с мостиками, вдоль аллеи установили бюсты знаменитых людей, построили деревянные беседки, густо обвитые зеленью. Здесь играл духовой военный оркестр, а хор песенников развлекал публику. Очень скоро Тверской бульвар стал излюбленным местом гуляний и деловых встреч московской аристократии. Первое время неимущий люд сюда не пускали, а знать бульвар именовала не иначе как «Зеленый клуб». В 1812 г. во время нашествия Наполеона на Москву бульвар серьезно пострадал. Большинство деревьев были срублены на топливо, дома разорены. После войны на Тверском высадили новые деревья, разбили живописные цветники, построили фонтаны — и праздная жизнь с гуляньями снова забила здесь ключом. Примерно с 1860 г. публика на Тверском бульваре заметно изменилась. Все реже можно было встретить дворян, зато купцы и студенты, живущие неподалеку, облюбовали это место. Примыкающий к бульвару район Козиха, что рядом с храмом Иоанна Богослова, заселяли одни студенты, в народе его называли латинским кварталом». Ирина Олейник. Фотография бульвара конца 30-х гг. 20 в. со здания «Известий» http://moskva.kotoroy.net/photos/4.html

Hosted by uCoz