|
Петровка | |
Петровка 2 В 1908 году здесь был построен большой магазин фирмы «Мюр и Мерилиз» по проекту Р. И. Клейна, после чего начало Петровки оказалось «зажатым» между двумя массивными сооружениями — Большим театром и ЦУМом. Стилистически здание из стекла и железобетона было решено в формах английской готики. Металлические конструкции для здания были выполнены по проекту инженера В. Г. Шухова. В здании действовали электрические лифты для покупателей — новинка для Москвы начала XX века. Новаторский облик здания, возведённого в историческом центре Москвы, вызвал споры среди современников. В советский период магазин «Мюр и Мерилиз» был преобразован в Центральный Универсальный магазин. В 1974 году к старому ЦУМу было пристроено новое здание. В конце 90-х — начале 2000-х годов проводилась масштабная реконструкция и перестройка здания магазина.
|
Петровка 1 Здание Большого театра выходит на Петровку боковым фасадом. В 1776 году князь П. В. Урусов начал строительство театра, названный по имени улицы Петровским. Однако театр Урусова сгорел еще до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно Медокс построил Большой Петровский театр, открытый в 1781 году и сгоревший в 1805 году. На его месте в 1821—1824 гг. по проекту архитектора О. И. Бове и ректора петербургской Академии А. Михайлова было возведено современное здание театра, получившего имя Большой. В настоящее время ведётся масштабная реконструкция исторического здания театра.
|
Новое здание ЦУМа – на месте сквера, на месте Солодовниковского пассажа, снесенного в 1945 г.
|
Петровка 5 Дом Хомякова. Наследник в 1900 построил четырехэтажный дом (арх. Иванов-Шиц) для магазинов, квартир и меблированных комнат. В 30-е дом надстроен 2 этажами. Именно здесь перед домом находилась миниатюрная треугольная «Хомяковская роща», кою владелец, огородив решеткой, 12 лет отказывался продать городу.
|
На этом перекрестке поставлен в 1924 г. первый в Москве светофор
|
Петровка 6 Построен, по мнению Сытина, на парапете моста через Неглинку. Двухэтажный дом 1821 г. Купидоны присели на аттик в 1850-е гг. Здесь распологалась лучшая гостиница Москвы «Лейпциг», парикмахерская «Теодор», модный магазин Лямина и мастерская Павла Буре.
|
Петровка 5. Старинное дворянское владение, в начале XIX века принадлежавшее А. П. Анненковой, матери декабриста И. А. Анненкова. Владелица дома отличалась чудачеством, быт её дома описан в записках француженки Полины Гебль, её невестки, жены декабриста. В 1830-х годах здание было перестроено под гостиницу, называвшуюся сначала «Франция», затем «Тонини». Затем здание ещё несколько раз меняло своё предназначение, а в 1920 году здесь разместилась редакция Большой советской энциклопедии, возглавляемая О. Ю. Шмидтом. В 1948 году здание было сломано. В настоящее время дом № 5 — современное здание, в котором располагается торговый комплекс «Берлинский дом»
|
Собирались возвести новые дома, но на месте д.7 устроили сквер и ресторан. На месте д.9 построили пятиэтажное школьное здание.
|
Гостиница в неорусском стиле.
|
Здесь стояла церковь Рождества Богородицы в Столешниках. Церковь находилась на углу со Столешниковом переулком. Построена в 1620 году, разобрана в 1927 году. В настоящее время на её месте находится часовня Рождества
|
Петровка 8 Дом семьи Депре — французских виноторговцев. Сооружён в 1900 году по проекту архитектора Р. И. Клейна на месте более старого здания, принадлежавшего той же семье. Фирма была знаменита, «вино от Депре» пользовалось в Москве большой популярностью.. «Вино берется на Петровке у Депре», - Герцен, «Былое и думы». Под зданием расположены обширные подвалы, использовавшиеся для хранения вина. Здание реставрировано в начале XXI века, в ходе реставрации восстановлена стилизованная под старину вывеска торгового дома Депре.
|
Дверь "от Депре"
|
Петровка 10 Петро́вский пасса́ж — торговый комплекс в виде пассажа, расположенный на улице Петровка в центре Москвы, имеет сквозной проход на улицу Неглинную. С восторгом бросив подсолнухи лузгать, восторженно подняв бровки, читает работница: «Готовые блузки. Последний крик Петровки» - Маяковский. Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала Вере Ивановне Фирсановой, продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23-х домов в Москве, усадьбы Середниково[3] и Сандуновских бань на Неглинной улице. Для строительства Пассажа В. И. Фирсанова продает два солидных участка земли в столице с принадлежащими ей домами и получает крупную сумму, на которую и началось строительство нового магазина-пассажа. Строительство Пассажа было поручено в 1903 году архитекторам С. М. Калугину и Б. В. Фрейденбергу, которые до этого проектировали для В. И. Фирсановой комплекс Сандуновских бань. Пассаж был спланирован таким образом, чтобы торговые залы не изолировались друг от друга, а внутреннее пространство было единым. Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В. Г. Шухова, который применил при перекрытии магазина широкие полуцилиндрические стеклянные своды. Общие затраты на строительство Пассажа составили более 1,5 миллиона рублей. Строительство Пассажа длилось три года, и его открытие состоялось 20 февраля (7 февраля по ст. стилю) 1906 года. Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев», О. Зуббертъ и Ко, «Луи Крейцеръ — белье и галстуки», «Матильда Бариш — корсеты и зонты», товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья» и многие другие. В 1907 году в Пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами, а в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль». В тёмное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в принадлежащих В. И. Фирсановой Сандуновских банях). В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован, и в скором времени из здания были выселены все магазины, многие помещения перегорожены фанерой, а на бывших торговых площадях была развёрнута постоянно действующая промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр, а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский (по названию улицы, на которой он расположен). В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия. Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж. На второй линии пассажа расположился Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли, и в котором С 1931 по 1936 годы работал по контракту знаменитый итальянский конструктор Умберто Нобиле. В Петровском пассаже размещался также аукционный зал, описанный в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»: В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы. В те же годы в здании разместились учреждения новой пролетарской культуры — «Клуб МУНИ» с залом на 620 мест, Клуб Госбанка, Клуб милиции. В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка. В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов, когда он стал филиалом Московского ЦУМа и в магазине снова закипела торговля. В 1963 году в Петровском пассаже разместилось вновь образованное торговое училище № 3, готовившее кадры для ЦУМа. Петровский пассаж стал одним из первых московских универмагов, реконструированных по мировым стандартам. Реконструкцию здания в 1988—1990 годах провела известная турецкая строительная компания Enka. Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Впоследствии арендаторы во многом нарушили планировочную структуру и отделку Пассажа, в частности закрыли большинство столь важных поперечных связей между линиямиПосле приватизации Пассажа, его акционерами стали несколько иностранных и российских компаний (Brunswick UBS Warburg, Reiter Investments Limited, ABN AMRO Bank, ЗАО «Трейдинвест»), а также топ-менеджеры предприятия. Позднее рейдерская компания «Росбилдинг», возглавляемая С. Гордеевым, провела скупку акций магазина в интересах группы компаний «БИН», которая к сентябрю 2006 года стала основным акционером ОАО «Петровский пассаж». Около 80 % торговых площадей арендует компания Михаила Куснировича Bosco di Ciliegi — это бутики Jean Paul Gaultier, Kenzo, Mandarina Duck, Moschino, La Perla и многие другие. Весь фасад Петровского пассажа с улицы Неглинной занимает салон красоты Articoli Salon, аптека Bosco и стоматологическая клиника BoscoClinica. Между двумя линиями Петровского пассажа со стороны улицы Неглинной расположен ресторан L’Altro Bosco. По информации газеты Коммерсантъ, структуры группы БИН Михаила Гуцериева могут передать в управление Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича два знаменитых торговых центра — «Смоленский» и «Петровский» пассажи. Переговоры об этом стороны ведут уже больше года. Столичные брокеры торговой недвижимости считают, что соглашение об управлении может быть только «упаковкой» сделки по продаже центров. Википедия
|
«Рабочий» Манизингер. Поставлен в 1921 г. по ленинскому плану монументальной пропаганды.
|
Петровка 12,14,16 Усадьба построена в XVIII веке, принадлежала графу И. И. Воронцову, позднее семье Раевских. Центральное здание многократно перестраивалось, последний раз в 1951 году под классицизм. Боковые флигели перестроены в XIX веке. В настоящее время центральное здание отдано Генеральной прокуратуре Российской Федерации. В этом флигеле в советское время размещался художественный салон.
|
Петровка 14 Главный дом усадьбы Раевских, перестроенный последний раз в 1951 г. арх. Лебедев, Штеллер, И.В.Шервуд. До революции – Кредитное общество. Затем Музей социальной гигиены, радиокомитет, наркомат пищевой промышленности.
|
В левом флигеле усадьбы (№ 16) располагается музей истории ГУЛАГа. В советское время - знаменитый магазин изделий художественных промыслов.
|
Петровка 18, 20. Здания «Товарищества петровских линий», основатель В.И.Якунчиков. 1874 арх. К.Шестаков, Б.Фрейденберг. Ресторан «Ампир», затем «Аврора» и «Будапешт».
|
Петровские линии. В глубине видны Сандуновские бани
|
Петровка 22 В XVIII веке здесь располагался дом князя И. Г. Гагарина, в XIX веке он несколько раз переходил от одного владельца к другому. В 30-х годах XX века дом снесён, на его месте построено здание в стиле соцреализм. 1929 г. арх. П.Н.Кучнистов для районной партийной организации. В настоящее время в нём располагается Московская городская Дума. C рождения до 20-летнего возраста в этом доме жил знаменитый артист Андрей Миронов и его родители М. В. Миронова и А. С. Менакер. В 1992 году на доме была открыта мемориальная доска в честь артиста
|
|
Петровка 15 Здание страхового общества «Якорь». Построено в 1902 году (архитектор Э. М. Розен). Кроме общества в нём располагалась гостиница «Марсель», выставочный зал (В 1902 г. здесь прошла первая в Москве выставка Мир искусства), редакции нескольких газет, а в 1904 году открыт один из первых в Москве кинотеатров — «Таумотограф» на 60 мест
|
Петровка 17 В середине XVIII века здесь располагалось владение Бутурлиных, а затем князя Голицына. Здание многократно перестраивалось, а затем было снесено. Существующее здание (монументальный неоклассический доходный дом О. и В. Смирновых) построено в 1913 году (архитектор Г. А. Гельрих), здесь была типография «Мысль», затем долгое время располагалось издательство «Московский рабочий», в начале XXI века реставрировано
|
Петровка 19 1899 арх. И.Г.Кондратенко. В корпусе во дворе снимал квартиру Чехов.
|
Лепнина
|
|
Петровка 21 Купеческий особняк 1870-х.
|
Петровка 23. Подковообразная усадьба купца Кирьякова построена в конце XVIII века. Главный дом усадьбы построен М. Ф. Казаковым, позднее пристроены боковые флигели. Купец Кирьяков был владельцем текстильной фабрики, состоял в родстве с купцом Губиным, владельцем соседнего здания. В 30 — 50-х гг. XIX в. усадьбой владел известный в Москве историк и коллекционер П. Ф. Карабанов, владелец роскошной коллекции антиквариата, размещавшейся в усадьбе. Усадьба многократно перестраивалась. В настоящее время принадлежит страховой компании правоохранительных органов
|
Главный дом
|
Правый флигель
|
Петровка 24 Массивное здание с угловой ионической колоннадой построено в начале 20-х годов XX века по проекту И. А. Иванова-Шица. Строилось оно для сберегательной кассы, однако позднее в нём разместился Институт труда (1921-38 гг. центральный институт ВЦСПС). Своё банковское предназначение здание исполнило лишь в 90-х годах XX века, в нём сейчас размещается банк «Петрокоммерц».
|
Петровка 24. Игнетенко, Шар 1959 г. За аркой - самый длинный дом 19 в.
|
Тот самый самый длинный...
|
Петровка 26 1870-е, надстроено в 1020-е. Госкомиздат СССР
|
Нарышкинские палаты
|
Литературный музей
|
Петровка 28 Территория бывшего мужского Высоко-Петровского монастыря занимает целый квартал. Первое упоминание о нём датируется 1377 годом. Монастырь был закрыт в 1922 году, в 90-х годах в трапезной церкви возобновлены богослужения. В настоятельском корпусе сейчас размещается Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата. Часть монастырского ансамбля составляют Нарышкинские палаты, в которых разместились выставочные залы Государственного Литературного музея. Наиболее примечательны Храм святителя Петра Митрополита (1514 год, обновлен в 1686 году[4]), Собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных (1684), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1702), Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1696).
|
|
Петровка 25а Дом в стиле конструктивизм постройки первой пятилетки советской власти. Местные жители за балкон вдоль всего второго этажа называют его «дом всех Джульетт»
|
Петровка 25 Дом Губина — одна из главных достопримечательностей улицы. Здание построено М. Ф. Казаковым для уральского заводчика М. П. Губина и стало одним из лучших образцов московского классицизма. Массивное здание, трёхэтажное в центральной части и двухэтажное в боковых, при всей своей монументальности не довлеет над улицей. Фасад дома украшен классическим шестиколонным портиком под треугольным фронтоном. Согласно некоторым источникам, парадную анфиладу дома Казаков специально расположил позади дома, чтобы звуки пиров не раздражали монахов Петровского монастыря, расположенного напротив. В 1812 году здание пострадало от пожара, в 1823-28 году восстановлено с росписью стен и потолков. На территории владения был разбит сад с большим прудом, тянувшийся почти до Большой Дмитровки. Затем дом перешел племяннику Губина Рахманову, и затем к дочери последнего Самариной. Главное здание после восстановления снималось у потомков Губина под пансионы и училища. С 1871 по 1905 год здесь находился пансион Циммермана, затем гимназия Ф. И. Креймана, где в числе многих других известных людей учились историк Ю. В. Готье, филолог А. А. Шахматов и поэт В. Я. Брюсов (Пока не был исключен «за волнодумиу»). В советское время размещался Иститут ревматизма. В настоящее время в доме Губина располагается Московский музей современного искусства, инициированный Церетели и возглавляемый его внуком. В 1880-х годах на территории владения между садом и Петровским переулком было построено роскошное кирпичное здание театра Корша, ныне его занимает Государственный театр наций (Петровский пер., д. 3)
|
Правый флигель усадьбы Губина
|
Петровка 27 В 1920-х годах здесь жил архитектор К. С. Мельников. В это время он разработал проекты клубов имени И. В. Русакова, завода «Каучук», фабрики «Буревестник», Бахметьевский гараж, Гараж на Новорязанской улице, а также проект собственного дома, построенного в Кривоарбатском переулке. В 1930 году здание, стоящее ныне под номером 27/14, было перестроено в стиле конструктивизм
|
Одна из хиповых кафешек была здесь в 70-80-е
|
Угловой дом с Мебелью
|
Дом на бульваре - бывшая типовая гостиница арх. Львова. Здесь в советские годы был знаменитый магазин Рыба
|
Петровка одна из основных и самых старых улиц центра Москвы. Административно принадлежит Центральному административному округу города. Проходит от Театральной площади до Среднего Каретного переулка. Нумерация домов ведётся от Театральной площади. Своё название она получила по Высоко-Петровскому монастырю, основанному в конце XIV века. Имя Петровка употребляется с начала XVII века и с тех пор ни разу не менялось, что редкость для исторических улиц центра Москвы. В XVIII веке улица начала интенсивно застраиваться, во второй половине века здесь появились особняки московской знати. В XIX веке Петровка стала одной из главных торговых улиц Москвы. Несмотря на ряд перестроек XX века, изменивших архитектурный ансамбль улицы, на Петровке сохранилось большое число примечательных исторических зданий. Улица сформировалась, как дорога от Кремля в сторону села Высокого и расположенного возле него Высоко-Петровского монастыря. Село Высокое получило имя по высокому берегу реки Неглинной. Позднее дорогу продлили до села Сущёва (в районе современного Сущёвского Вала). В XVII веке вся улица от Кремля до Земляного вала получила имя Петровка. В 1793 году начальная часть улицы была преобразована в площадь Охотный ряд, в 1817 году следующий участок — в Петровскую площадь, позже переименованную в Театральную. В тот же период Петровка «потеряла» и заключительную часть, получившую имя Каретный Ряд. К правой стороне начального участка улицы примыкала «пушечная» и «кузнецкая» слобода. Чуть дальше от центра селились столешники (ткачи). Слободская топонимика сохранилась в названиях прилегающих к Петровке улиц: Пушечная улица, Кузнецкий мост, Столешников переулок. Напротив Петровского монастыря располагалась монастырская работная слобода. В 1620 году слобода столешников построила на Петровке приходскую церковь Рождества Богородицы. До середины XVIII века из-за частых разливов протекавшей к востоку от улицы реки Неглинной застраивалась лишь левая часть улицы (за исключением Петровского монастыря), затем был плотно застроен и квартал между Петровкой и современной Неглинной улицей. Начиная со второй половины XVIII века на Петровке начинают появляться владения знати — двор князя В. Ф. Сибирского (напротив Большого театра), усадьба Воронцовых-Раевских, усадьба князя Щербатова, владение Бутурлиных. В 1790 году М. Ф. Казаков полностью перестроил усадьбу купца Губина. В 1824 году в начале улицы было построено современное здание Большого театра. В XIX веке Петровка приобрела славу одной из главных торговых улиц Москвы. Здесь торговали, в основном, одеждой и предметами роскоши. Большинство магазинов и лавок принадлежали иностранцам. В конце века на правой стороне улицы были построены два больших здания (№ 18-20), в нижних этажах которых располагались магазины, а верхних — квартиры и гостиницы. Проезд между зданиями был подарен городу и стал улицей Петровские Линии. В начале XX века значение Петровки, как торговой улицы, ещё более выросло — в 1898 году построен дом и магазин виноторговой фирмы Депре, в 1906 году Петровский пассаж, в 1908 году магазин «Мюр и Мерилиз», позднее преобразованный в ЦУМ. Известный писатель П. Д. Боборыкин, говоря о Петровке на стыке веков, писал : Это как бы московский Париж с прибавкой Вены, Берлина, Варшавы. В начале XX века на Петровке было возведено несколько доходных домов — №№ 15, 17 и 19; а также несколько выбивающееся из общего архитектурного стиля улицы здание сберегательной кассы (№ 24). В 1930 году на оживлённом перекрёстке двух главных торговых улиц города Петровки и Кузнецкого Моста был установлен первый в Москве светофор. В 1927 году была снесена церковь Рождества Богородицы в Столешниках, стоявшая на углу со Столешниковым переулком, а в 1948 году были сломаны все исторические здания с левой стороны улицы между Кузнецким мостом и Столешниковым переулком (дома с 5 по 15), включая знаменитый дом Анненковой. Здесь намечалось строительство новых домов, однако оно так и не состоялось; в советский период здесь был устроен широкий тротуар перед домами второй линии, которые получили номера уничтоженных исторических зданий. В конце XX века здесь были построены здания отеля «Мариотт Аврора» и торговый центр «Берлинский дом». В советское время на улице построено несколько административных зданий, в основном, довольно безликих. В 1970 году было возведено новое здание ЦУМа, в начале XXI века проведён ремонт и перестройка здания. Википедия
|