|
Большая Ордынка | |
Улица начинается от Малого Москворецкого моста
|
Ордынка 7 Дом начала 18 в. Во дворе дома двухэтажные палаты 17 в.Ордынка № 9 В глубине двора дома по Черниговскому переулку — Гимназия Косицына (XVIII—XIX века) с палатами XVII века
|
Дома № 6 и 6(2). На плане 1817 года земля, на которой находились эти дома (хотя сами постройки еще не обозначены), принадлежала купеческой жене Матрене Михайловне Калмыковой. На плане 1837 года на месте построек обозначены сад, выходящий на Большую Ордынку и во 2-й Кадашевский переулок, двухэтажный жилой каменный дом по 2-му Кадашевскому переулку и двухэтажный каменный дом во дворе, с сараем на первом этаже и жилыми помещениями на втором. На плане 1840 года, выданном Дмитрию Яковлевичу Калмыкову, по Большой Ордынке значатся две симметрично расположенные каменные двухэтажные лавки с пятью большими окнами в виде арок. Появление здесь торговых помещений можно объяснить соседством с оживленным торговым Балчугом. С 1877 года владелицей здесь значится почетная гражданка Анна Николаевна Калмыкова. Ввиду ее болезни опекунами над имением были назначены московский купец Семен Базыкин и московский мещанин Лаврентий Базыкины, которые проживали в этом же доме. Базыкин, будучи купцом 2-й гильдии, торговал посудой. Хотя сейчас нам трудно представить это место бойким, но в то время близость торгового Балчуга оказывала свое влияние. В 1881 хозяином владения стал Арсений Давыдович Иванов. Вступив в купечество в 1871 году в возрасте 42 лет, Арсений Иванов стал торговать яблоками во фруктовом ряду. Он и достроил в доме 6 второй деревянный этаж. Фасад этого дома, каким мы видим его сейчас, сложился к 1891 году. В 1913 году владение принадлежало Михаилу Сергеевичу Изюмову, купцу 2-й гильдии. Занимался Изюмов торговлей мясом на Скотоприемном дворе. Он перестроил для своих нужд дом 6, изменив его внутреннее расположение и покрыв сводами нежилой подвал. В 1925 году из торгового помещения дом 6 был перестроен под жилые квартиры, здесь установили деревянные перегородки, пробили окна, устроили световые фонари, заложили дверные и оконные проемы. Затраты на переустройство здания составили 8.360 рублей, за перестройку отвечал С.М. Цимбалов.
|
Ордынка 8 Двухэтажная застройка XIX века
|
Церковь Воскресения в Кадашах
|
Ордынка 14 Городская усадьба с фабрикой Е. П. Петрова, вторая половина XIX — начало XX века
|
Ордынка 16 Одноэтажный дом XVIII—XIX веков
|
Ордынка 18 В 1837 году владение принадлежало надворному советнику и кавалеру Семену Ивановичу Ягодкину. Тогда оно состояло из двух жилых зданий - каменного двухэтажного с мезонином (дом № 18а) и деревянного одноэтажного с каменным подвалом (сейчас на этом месте находится дом № 18). С 1873 года хозяин - московский купец Михаил Никифорович Волнухин. В 1877 году владение перешло к почетным гражданам братьям Марковым. В 1900 году потомственный почетный гражданин Алексей Иванович Юрасов купил его у московской мещанки Татьяны Андреевны Шушмановой, совсем недолго владевшей имением. В 1902 году Юрасов сломал старое деревянное строение и возвел по проекту архитектора Ушакова четырехэтажное каменное жилое здание с нежилым подвалом (№ 18). Квартиры в этом доме сдавались внаем. Это первый доходный дом, который мы встречаем на западной стороне Ордынки. Обычно такие дома строили люди со средним доходом, в таком доме располагалось от 10 до 15 квартир. В 1909 году хозяином этого владения стал купец 1-й гильдии Иван Алексеевич Шумилин. В 1913 году он пристроил к доходному дому по Малому Кадашевскому переулку (сейчас 3-й Кадашевский переулок) одноэтажное нежилое здание с подвалом (существует и сейчас), очевидно, для хозяйственных нужд. В 1910 году Шумилин расширил владение - пристроил по Малому Кадашевскому переулку жилое строение с подвалом для центрального отопления по проекту архитектора Л.И.Лозовского (сейчас дом № 3, стр. 1 по 3-му Кадашевскому переулку). В настоящее время в доме № 18 находится посольство государства Бахрейн.
|
Ордынка 20 Церковь Богоматери Всех скорбящих радости, известная также под названием церкви Спаса Преображения или как церковь Варлаама Хутынского. Первый храм на этом месте поставлен, как полагают, в начале XVI века. Ее появление одни исследователи связывают с походом Василия III на Казань в 1523 году (Варлаам считался покровителем воинов), другие - с выходцами из Новгорода, поселившимися в Заречье и поставившими храм во имя новгородского святого. Первая каменная церковь была построена в 1685 году. Спустя сто лет ее сменил существующий храм. Баженов (трапезная и колокольня 1791) и Бове (алтарная ротонда 1828-1833). Здание церкви является уникальным ансамблем двух значительных произведений крупнейших московских архитекторов. В 1783 г. купец Афанасий Долгов, чья усадьба находилась напротив, заказал проект новой церкви своему родственнику В. И. Баженову.
|
Вначале разобрали старую трапезную (старая трапезная обветшала и была слишком тесна для двух помещавшихся в ней приделов (Богоматери Всех скорбящих радости - в одноименном левом приделе храма сейчас находится прославленная святыня - чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих радость» - и Варлаама Хутынского, по которому в те времена именовали церковь) и колокольню, на месте которых к 1791 г. встали баженовские постройки. Затем строительство прекратилось и началось вновь уже после смерти Баженова по проекту О. И. Бове. Постройку, осуществлявшуюся в 1834-1836 годах после смерти Бове его братом, архитектором М.И.Бове, финансировали также купцы - братья Куманины. Красота пропорций трапезной и колокольни сделали этот памятник одной из вершин русского классицизма. Впервые примененный здесь Баженовым тип трапезной впоследствии широко распространился в Москве.
|
Храм, трапезная и колокольня образуют единое художественное целое. Ротонда церкви соединяется с ротондой колокольни объемом трапезной со скругленными углами. Мотив круга подхватывается мощными арочными обрамлениями полукруглых окон ротонды, лепными медальонами, полусферой купола и почти шарообразной главой; в колокольне ему вторят круглые окна, полукруглые проемы звона, венчающий купол и главка с подкрестным яблоком. Лепной декор придает постройкам нарядность, а крупные и простые геометрические формы составных частей — монументальность. В интерьере барабан несут 12 ионических колонн — редкий прием в культовой архитектуре. Внутренняя колоннада, отделка искусственным мрамором, лепниной и гризайлью, спроектированный О. И. Бове белый с золотом иконостас с иконами худ. В. Л. Боровиковского и пол по рисунку О. И. Бове — все это прекрасный, чудом уцелевший памятник храмового убранства эпохи классицизма. Во время Великой Отечественной войны внутри храма помещался запасник Третьяковской галереи. После войны храм был открыт в 1948 году. В 1966 году в храме отпевали Анну Ахматову. Храм прославился красотой церковных уставных служб и пения. Регент хора с 1948 года И.В.Матвеев превратил его в лучший церковный хор России. Два раза в год, в день кончины Рахманинова (10 мая) и Чайковского (6 ноября) хор полностью исполняет их «Всенощную» и «Литургию».
|
Ордынка 20с2
|
Ордынка 20с7 Небольшое двухэтажное здание богадельни было построено, очевидно, в конце XVIII века еще при старом каменном храме XVII века. Своей постановкой на углу богадельня оформила выход на Ордынку коротенького проулка (теперь - Ордынский тупик), шедшего тогда мимо усадьбы Титовых к Толмачевскому переулку. После пожара 1812 года внешний облик этого скромного здания утратил первоначальные членения фасадов, но планировка его сохранялась. Во второй половине XIX века к северному торцу первоначального здания был пристроен новый объем; к юго-западному углу примкнула лестничная клетка. Здание богадельни перестроено в марте 1994 года.
|
Ордынка11
|
Ордынка 13
|
Ордынка 15 В 19 в. 3-я женская гимназия. И сейчас - школа
|
Ордынка 17 Бывшая усадьба зажиточного купца Куманина — Куманинское подворье. Купеческий особняк, несколько видоизмененный со временем, просто «дышит»историей. Предполагают, что в центральной части дома у своей тетки бывал юный Федор Михайлович Достоевский. Именно сюда поселил он потом своего героя Парфена Рогожина из романа «Идиот». В правом корпусе этой же усадьбы в квартире писателя В. Е. Ардова, приезжая в Москву, в 1938-1966 годах подолгу жила и работала Анна Ахматова, памятник которой поставлен во дворе дома. В начале июля 1941 года здесь произошла ее первая и единственная встреча с Мариной Цветаевой. К Ахматовой приходили ее сын Лев Гумилев, Фаина Раневская, Марк Шагал. На доме установлена мемориальная доска. Во дворе - памятник
|
|
По рисунку Модильяни
|
Ордынка 21 Купеческая усадьба Долгова. Архитектор Баженов, после пожара 1812 г. восстанавливал Бове. Последняя перестройка – 1880-е. (ныне в ней разместился Институт Латинской Америки). Великий зодчий Баженов построил ее для своего родственника — богатого купца А. Долгова. За домом когда-то располагался большой сад. После пожара 1812 года некоторые перестройки внесли изменения в первоначальную архитектуру здания, но тем не менее очертания и размеры главного дома сохранились
|
Метро Третьякоская
|
Ордынка 22 Трехэтажное жилое здание существовало здесь уже с 1817 года и принадлежало оно тогда титулярной советнице Феодосье Степановне Постниковой. Его следующим владельцем в 1858 году становится губернский секретарь Дмитрий Львович Александров. Но только с приходом нового владельца Давыда Ивановича Хлудова в 1868 году этот шикарный особняк превращается в благотворительное учреждение. Представляя известную династию купцов-меценатов, Хлудов жертвует этим владением для Московского епархиального училища иконописания в 1876 году. На месте некоторых деревянных построек, выходящих на Скорбященский тупик, училище строит в 1877 году двухэтажное каменное здание с антресолями и нежилым подвалом для иконописной мастерской. Проект выполняет архитектор Н.И.Никитин. В 1878 году Никитин построил здесь дровяной сарай, ледник и кладовую. В 1885 году дом был перестроен для Мариинского женского епархиального училища. Мариинское женское епархиальное училище было основано митрополитом Московским Иоанникием по образцу Филаретовского училища - первого московского духовного училища для девочек. 17 октября 1886 года в здании училища - в восточной части верхнего этажа - была освящена домовая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В Мариинское епархиальное училище принимались девочки 10-12-летнего возраста. Обучение продолжалось 6 лет. Преимуществом пользовались дочери священнослужителей. В конце обучения девушки получали звание домашней учительницы и право работать в должности учительниц церковно-приходских и народных школ. При Мариинском епархиальном училище действовали церковно-приходская школа и Братство равноапостольной Марии Магдалины, цель которого - оказывать пособия по обучению и содержанию в общежитии дочерей бедных лиц духовного звания Московской епархии. На рубеже XIX-XX веков в этом доме располагалась редакция известного в то время церковного журнала «Кормчий». После революции в здании училища была открыта школа красных коммунаров, затем - рабфак. Впоследствии здесь долго находились военные учреждения. Помещение домовой церкви было полностью перестроено. В настоящее время здание занимает Межгосударственный авиационный комитет
|
Дом № 24. В старом здании этого владения жил Рубинштейн. В 1941 году немецкой бомбой было разбито бывшее «Убежище для детей и престарелых имени И.А.Лямина». Лямины были известными благотворителями, выстроившими не одну богадельню и церковь. Место их приюта заняло громадное, на квартал, двенадцатиэтажное здание, вставшее мощным бастионом среди замоскворецких особнячков, очень похожее на крепость. Отстроенное к 1958 году архитекторами П.Зиновьевым и Л.Чериковерм, оберегаемое строгой охраной во всех подъездах, оно казалось безымянным, как многие «закрытые» объекты столицы. И лишь в середине 90-х получило свою нынешнюю вывеску у парадного четырехколонного подъезда: «Министерство Российской Федерации по атомной энергии». В просторечье - Минатом. Как ни в одном другом ведомстве, здесь высока концентрация трижды Героев Социалистического Труда (Игорь Васильевич Курчатов, Борис Львович Ванников, Анатолий Петрович Александров, Николай Леонидович Духов, Яков Борисович Зельдович, Андрей Дмитриевич Сахаров, Ефим Павлович Славский, Юлий Борисович Харитон, Кирилл Иванович Щелкин), целая когорта дважды Героев, столь высоко оцененных за создание атомных, водородных и плутониевых зарядов.
|
Ордынка 25 Первая типовая телефонная станция. 1927 г. архитектор В.В.Патек
|
Ордынка 25 с 2
|
Ордынка 27 Богадельня. Ныне Государственное музыкальное училище (колледж) эстрадно-джазового искусства.
|
Ордынка 27-а . Дом причта церкви Николы в Пыжах, 1890, арх. А. А. Никифоров
|
Церковь Николая в Пыжах
|
Ордынка 29
|
Ордынка 31/12 усадьба Сысолиных-Голофтеевых, XVIII—XIX веков. Театр Луны
|
Ордынка 33 мастерская В.Клыкова
|
Ордынка 35
|
Ордынка 30 В 1817 году усадьба числилась за купеческими детьми Матвеем и Дмитрием Рыбниковыми. На тогдашнем плане усадьба представлена строениями: деревянным нежилым одноэтажным (сейчас Пыжевский переулок, дом № 1) и деревянным двухэтажным жилым зданием по Большой Ордынке (№ 30). На плане 1834 года усадьба уже числится за чиновницей 9-го класса Любовью Ивановной Парницкой. Дом по Пыжевскому переулку представлен как жилой деревянный с каменным фундаментом, а дом, выходящий на Ордынку, как жилой деревянный без каменного фундамента. На плане и фасаде, выданном правлением 4-го округа путей сообщения и публичных зданий, хозяйкой владения числится Аксинья Петровна Гусельникова. К существующему строению пристроили деревянное одноэтажное здание на каменном фундаменте для помещения жилых квартир, достроили жилой мезонин, для размещения там квартир крышу покрыли железом. В 1853 году под дом подвели каменный фундамент. В 1877 году хозяева - московские купцы 2-й гильдии Константин и Иван Гусельниковы - заменили деревянные стены каменными в строении по Пыжевскому переулку. В 1896 году владение купил Александр Степанович Шведов. Два усадебных дома дошли до нас без каких-то особых изменений. Здесь жил экономист Островитянов. Сейчас находится Русский духовный театр - экономист ГЛАС
|
Ордынка 32 Дом А. И. Аршиновой и В. В. Аршинова (Петрографический Институт), арх. Ф. О. Шехтель? 1900
|
Дом № 34, 34а. Именно здесь девяносто лет назад великая княгиня Елизавета Федоровна - вдова московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова - основала Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия.
|
Фотоочерк о Марфа-Мариинской обители - пройти по ссылке в конце страницы
|
Жилой дом. Особняк с флигеоями. Последняя перестройка флигелей - 1861. Главный дом надстроен в 30-е гг.
|
Ордынка 37
|
Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье, 1798—1842. Архитектор Еготов 1791-1802
|
Ордынка 41 Построен в 1821 г. В начале 20 в. его перестраивали архитеторы М. Ф. Бугровский и А.В. Щусев. Интерьеры оформлял С.Т. Коненков. Дом-дворец Киреевских (41) перешел в руки Морозовых, одной из ветвей могучей купеческой династии. Владение оформили на имя Марии Федоровны Морозовой, жены купца первой гильдии Тимофея Саввича Морозова, владельца “Товарищества Саввы Морозова и сын и Ко”. Так на всякий пожарный случай поступали многие предприниматели, оформляя недвижимость на жен. В случае банкротства строения, записанные на супругу, не описывались. (При финансовом крахе Саввы Мамонтова его роскошный дом-музей на Садовой-Спасской с картинами, мебелью, книгами пошел с молотка за долги. А подмосковное Абрамцево, записанное на имя жены, осталось за обанкротившимся меценатом.)
|
О нынешних владельцах усадьбы, воздвигнувших во дворе скульптуру Эрнста Неизвестного смотри: http://www.itogi.ru/archive/2000/33/126301.html
|
Тот же двор сто лет назад
|
Ордынка 43 Городская усадьба В. П. Петровской — М. П. Елисеева — архитектор Миндовских, XIX—XX веков
|
Ордынка 45/8 Деревянный дом. Городская усадьба Арсеньевых, начала XIX века
|
Ордынка 47 Александро-Мариинское училище (№55?), 1870-е гг., арх. А. С. Каминский для “беднейших детей с бесплатными завтраками”. История его такова. Император Александр II, будучи в Москве, посетил городского голову, коммерции советника купца первой гильдии Королева. На радостях тот возвел за год до убийства императора двухэтажное здание с классами и актовым залом
|
Решетка
|
Ордынка 53 Дом Хованской, 1811
|
Ордынка, 40 До покупки этого участка в 1898 году Товариществом Покровской мануфактуры участок принадлежал жене статского советника Елизавете Семеновне Ляминой. В 1924 году эта территория принадлежит Центросоюзу. В 1926 году здесь организуют центральный автобусный гараж, затем - авторемонтный завод (ВАРЗ). Теперь в здании находится АО «Ордынка». Семиэтажное здание общей площадью 14 00 кв. м. Реконструированная бывшая городская усадьба купцов Капустиных традиционна для застройки Замоскворечья начала XIX века. Усадьба состоит из двух 2-этажных жилых каменных строений, соединённых 2-этажной галереей, и одного нежилого одноэтажного строения. Внутренний дворик композиционно объединяет эти строения в единое целое. Междомовая галерея замыкает усадьбу по линии Кадашевского переулка. При реконструкции галерея оригинальным образом была включена в комплекс служебных помещений усадьбы. Деревянные перекрытия каменных строений подверглись замене бетонными перекрытиями по металлическим формам. Проведены реставрационные работы по внутренним интерьерам. Вместо рядовых оконных и дверных блоков применены высокохудожественные блоки из дуба с повышенными эксплуатационными и эстетическими качествами. Остекление карниза кровли одного из строений и установка козырьков из прозрачного пластика над входными дверьми вносит в архитектурный облик усадьбы современную стилистику. В зданиях установлены современные системы обогрева кровли. Мощение внутреннего дворика выполнено специально подобранной тротуарной плиткой. Приусадебная территория с внутренней стороны выделена металлической оградой. В настоящее время обновлённая усадьба служит в качестве офисного комплекса
|
Дома № 42-44. В 1809 году владение принадлежало девицам Марии и Надежде Бибиковым, что свидетельствует о том, что эта постройка существовала и до пожара 1812 года. Дом № 44 представлял собой деревянное одноэтажное строение на каменном фундаменте, рядом же на северной и южной стороне симметрично располагались два одноэтажных маленьких деревянных строения (сейчас № 42 и строящийся вновь дом между №№ 44 и 46). В 1846 году это владение принадлежало жене купеческого сына Марье Сергеевне Комановой. В 1853 году имение было разделено: дом № 42 отошел купцу Никите Михайловичу Феоктистову, а оставшаяся часть стала принадлежать жене московского купца Дарье Артемьевне Немировой. Дом № 44 тогда получил антресоли и нежилой мезонин, существующий до сих пор. В 1874 году Немирова подписывалась как Немирова-Колодкина, очевидно, что она вышла замуж во второй раз. До 1908 года имение вновь воссоединяется. В 1908 году здесь открылась богадельня имени Н.В. и Д.А. Немировых-Колодкиных. Московское купечество во многом возложило на себя функции заботы о бедных и больных. Очевидно, что это здание было завещано для благотворительной деятельности самими Немировыми-Колодкиными. Попечительство над богадельней было возложено на Московское Купеческое Общество. После революции, решая острую проблему нехватки жилых помещений, в доме № 42 решили устроить квартиры для 10 семей рабочих.
|
Дом № 46 (строение 1 и 2). В 1817 году эта усадьба принадлежала штабс-капитану Евграфу Аммосовичу Демидову. Владение состояло из деревянного жилого одноэтажного дома (№ 46, стр.1) и нежилого одноэтажного строения (№ 46, стр.2). В 1834 году оно перешло к штабс-капитанше Анне Алексеевне Демидовой, очевидно, жене Е.А.Демидова. В 1874 году хозяином дома значился капитан Василий Иванович Правдин. Он оштукатурил фасады обоих домов, придавая им эклектичную форму. Переделкой фасада занимался архитектор Серебрянитский. Дома № 46, стр.1 и № 46, стр.2 с тех пор представляют собой деревянные одноэтажные жилые здания на каменном фундаменте, только в строении 1, в отличие от строения 2, есть антресоли. Тогда же у дома № 46, стр.2 появилось два деревянных крыльца. В 1882 году появился новый хозяин - московский купец 1-й гильдии Александр Николаевич Дружинин. Облик дома № 46, стр.1 опять изменился. Архитектор Певницкий придал ему более строгие неоклассические формы. В 1886 году для благоустройства имения Дружинин строит во дворе одноэтажное каменное нежилое строение для конюшен, погребов и сараев. Проект выполнил архитектор Д.В.Шапошников. В 1897 году Дружинин стал потомственным почетным гражданином. В этом же году он выстроил во дворе усадьбы каменное одноэтажное жилое здание для кухни.
|
Дом № 54. Деревянный жилой дом с мезонином и каменным фундаментом был построен здесь до 1835 года и принадлежал чиновнику 8-го класса Никите Васильевичу Лупандину. В 1850 году у владения появилась новая хозяйка - купеческая вдова Александра Дмитриевна Быковская. Получив звание купчихи 2-й гильдии от мужа, она не занималась торговлей. В 1908 году хозяином владения значился уже Николай Дмитриевич Комаров, потомственный почетный гражданин. Сын Александры Дмитриевны, Андрей Семенович Быковский, московский мещанин, продал ему это владение за 27.625 рублей. От всей усадьбы до нас дошел только главный дом.
|
Решетка до 1742 г. украшала Кремль, затем перенесена сюда. Выкованная дворцовыми мастерами в начале 1730-х годов, она стояла между Архангельским собором и Патриаршим двором.
|
Ордынка 60 Церковь Св.Екатерины. К.Бланк 1764-1767. Здание возведено по обету Екатерины II. Росписи стен и иконы иконостаса исполнялись известными живописцами Д. Г. Левицким и В. И. Василевским. Двусветный восьмерик храма перекрыт куполом с высокими люкарнами. С востока к нему примыкает прямоугольный алтарь, с запада — ризница, с юга и севера — полукруглые в плане притворы. Тяжеловесность нижней части храма смягчается повышенным куполом, пропорциями люкарн и барабана небольшой главы. Лепной декор церкви сдержан: коринфские капители пилястр первого яруса, картуши над окнами, оригинальные пилястры с волютами вместо баз и капителей в верхней части восьмерика подчеркивают пластику круглящихся объемов храма, но не создают впечатления перенасыщенности, характерной для растреллиевского барокко. Церковь реставрировалась в 1970-х годах (рук. архит. Е. Н. Новик). Восстановлен барабан с главкой, разобранной в 1930-е годы, раскрыта из-под поздних записей первоначальная живопись в интерьере. Иконостас с иконами и утварь храма исчезли в 1930-е годы. С запада к храму примыкала одновременная ему двухъярусная колокольня, надстроенная в 1872 г. архит. П. Петровым, умело стилизовавшим ее в барочном духе. Она была разобрана в 1931 г. до уровня карниза примыкающей к ней трапезной. Тем же архитектором в 1872 г. построена церковь Спаса Нерукотворного, занявшая место Никольского придела 1774 г. (вероятно, возведенного К. И. Бланком). Новая церковь, соединенная алтарным выступом с храмом Екатерины, повторила старый храм композицией и декором. Спасская церковь интересна как образец специфического исторически-ансамблевого мышления зодчего втор. пол. XIX в. В 1920-1930-е годы, при приспособлении под жилье, храм заметно пострадал: была разобрана глава, достроены западные углы, сделаны новые огромные оконные проемы, уничтожена часть декора, искажены интерьеры. Тем не менее он и сейчас является неотъемлемой частью храмового ансамбля. В состав ансамбля входит и богадельня на углу Погорельского и Щетининского пер. (б. Б. и М. Екатерининские пер. ), построенная на месте старой (1879) архит. Г. Иваницким. Простой прямоугольный объем сдержанно декорирован рустом в нижнем этаже и клинчатыми замковыми камнями окон, выделенными белым цветом. Ограда храмового комплекса первоначально построена в 1769 г. в формах, близких архитектуре храма. Решетки ограды переданы из Кремля, где они стояли между Архангельским собором и Синодальным домом. Выкованные в 1731 г., они украшались двуглавыми орлами с аннинскими коронами. В конце 1820-х годов с запада была поставлена новая ограда, спроектированная архит. Ф. М. Шестаковым по образцу старой. Ее решетки заменены в 1870-х годах. В 1920-х годах были сбиты орлы и другие кованые украшения первоначальной ограды; пострадала и ограда XIX в. В 1980-х годах все участки ограды реставрировались. Церковь Великомученицы Екатерины на Всполье. Храм святой Екатерины, «что на Всполье», впервые упоминается в 1612 году. Здесь, у острожка возле церкви, в то время еще деревянной, «…бысть бой велик и преужасен», - по словам очевидца. Народные ополченцы сражались с войсками литовского гетмана Хоткевича и разгромили их. К 1657 году церковь была уже каменной и имела два придела: Северный, известный еще с 1625 года (в XVIII веке он был разобран), освящен во имя великомученика Федора Стратилата - в память святого, считающегося покровителем воинов, а Южный, - значащийся по документам с 1636 года, был посвящен святителю Николаю Чудотворцу
|
№ 64. В 1914 году хозяин владения мещанин Иван Николаевич Шибалин просит разрешения на снос старых построек и строительство нового пятиэтажного дома с жилым полуподвалом и одноэтажной каменной прачечной. Проект был выполнен гражданским инженером Николаем Ивановичем Петровым. В 1915 году в доме была установлена «подъемная машина» для подъема пассажиров - лифт. Сегодня здесь - посольство Республики Кыргызстан в России.
|
№ 64. В 1914 году хозяин владения мещанин Иван Николаевич Шибалин просит разрешения на снос старых построек и строительство нового пятиэтажного дома с жилым полуподвалом и одноэтажной каменной прачечной. Проект был выполнен гражданским инженером Николаем Ивановичем Петровым. В 1915 году в доме была установлена «подъемная машина» для подъема пассажиров - лифт. Сегодня здесь - посольство Республики Кыргызстан в России.
|
Ордынка 66
|
Ордынка 68 Доходный дом Н.Д. Ижболдина, 1911, арх. Н.Г. Лазарев
|
Дом № 70. С 1883 года землей владеет потомственный почетный гражданин Константин Викторович Осипов, который проживал до этого на Кузнецком мосту, в доходном доме Солодовникова. Наверное, недороговизна земли в этом бойком, находившемся недалеко от развилки двух улиц, но все же удаленном от центра месте, позволяла построить собственный особняк. Автором проекта становится архитектор Николай Аполлонович Мемнонов, сын губернского секретаря, прошедший обучение в Академии художеств и удостоенный звания классного художника 3-й степени. В 1883 году он состоял архитектором коронационной комиссии, тогда же был награжден орденом Станислава 3-й степени. За свои архитектурные достижения Мемнонов получил и дворянское звание. Хозяин же владения, Осипов, был купцом 1-й гильдии, учредителем торгового дома «К.Осипов и Ко» (по документам на 1904 год), состоял членом-соревнователем Совета Комиссаровского Технического училища в Москве с 1886 года, а с 1888 года - старостою Московского Сиротского суда. Но, как это часто тогда случалось, торговый дом Осипова разорился и в 1908 году был продан за долги. По решению конкурсного управления его приобрел Николай Дмитриевич Ижболдин, который владел торговым домом вместе с отцом и братьями. В 1911 году Ижболдин обращается за разрешением на строительство шестиэтажного жилого дома. Здание с нежилым подвалом и жилым полуподвалом возводилось под руководством гражданского инженера и архитектора Никиты Герасимовича Лазарева (сейчас дом № 68), который владел конторой «Лазарев Н.Г., инженер, и Строев Ф.А.». В настоящее время здесь находится посольство Республики Кения.
|
Дом № 74. Это здание выходит центральным фасадом на Серпуховскую площадь, а боковыми - на улицы Большая Полянка и Большая Ордынка. Построенное до 1822 года, оно изначально принадлежало Марку Никитичу Гусеву. В 1857 году у дома появился новый хозяин - Алексей Иванович Зайцев, купец 1-й гильдии. Он и его жена Акулина Косьминична открыли здесь чайный магазин, рейнский (винный) погреб и водочный завод. В 1880 году эту удобную усадьбу с точки зрения местоположения приобрел провизор Карл Августович Феррейн, открывший здесь свою аптеку. Здание аптеки представляло собой тогда каменное двухэтажное здание, частью с нежилым подвалом и антресолями. В 1882 году он изменил фасад, выходивший на Серпуховскую площадь. Из обыкновенной, мало чем отличавшейся оригинальностью от других зданий, аптека приобретает привлекательный вид. Помещает он над вывеской и свой герб. К сожалению, этот фасад до нас не дошел. В 1913 году владельцем здания стал Владимир Карлович Феррейн, очевидно, сын Карла Феррейна. Владимир Карлович числился купцом 1-й гильдии и имел необходимое для своей профессии образование и научную степень - он был магистром в области фармацеи. В 1913 году он велел проконопатить оконные колоды и перетереть штукатурку фасада. Интересно, что аптека существует в этом здании и по сей день.
|
Ордынка 55
|
Ордынка 59
|
Ордынка 67 Доходный дом начала XIX века
|
Ордынка 69 Здание перестроено в 1914 году из кинотеатра «Кино-Палас» архитектором Н.А.Спириным для антрепренера Струйского, открывшего здесь театр. С 1925 г. выступает труппа Замоскворецкого театра, затем – Замсовета и Ленсовета. После войны передано Малому театру
|
Фото-путеводитель по Большой Ордынке.
На карте Москвы Большая Ордынка с Пятницкой напоминают лук: Пятницкая - дуга лука, Ордынка- его натянутая тетива. Улицы дублируют друг друга, начинаясь и кончаясь в одном и том же месте, только одна подлиннее, другая покороче. Ордынка старше: она уступила свою роль Пятницкой в конце XV века, когда мост в связи с расширением Кремля к востоку был соответственно передвинут вниз по течению Москвы-реки.
О седой древности говорит уже само название улицы — Ордынка. Здесь проходила дорога в Золотую орду, вдоль нее селились ордынцы — ханские послы. (По другой версии – здесь московские князья размещали выкупленных в орде пленных).
Справа по Ордынке в XVII-XVIII веках находилась Кадашевская хамовная (т. е. ткацкая) слобода, поставлявшая царскому двору скатерти и другие полотняные изделия. Новейшие исследования показали, что сохранился не только центр слободы — великолепный храм Воскресения, но и многие дома слобожан. После реставрации старинных строений здесь предполагается создать заповедный квартал допетровской Москвы — прекрасный замысел, осуществление которого сделает нашу столицу еще многообразней и интересней.
Начиная с XVIII века тихую, уютную Ордынку охотно избирали своим местом жительства служилое дворянство и богатое купечество. Улица украсилась множеством отличных построек гражданского и церковного зодчества. Жить на Ордынке людям имущим было легко и привольно: все движение давно перешло на Пятницкуто, даже магазинов было мало. В 1899 году Ордынку обсадили липами. Улица, во многом и доныне сохранила свой мирный, уютный, провинциальный в хорошем смысле слова облик, особенно в южной своей части.
Для прямой связи с центром через Водоотводный канал, в начале Большой Ордынки, в 1937 году был переброшен Малый Москворецкий мост — продолжение Большого (инженер Г. В. Броверман). Примечательно, что если не учитывать легкой кривизны, она меридиональная, направлена точно на юг.
По Сытину.
Марфа-Мариинская обитель |